Главная Каталог товаров Галерея Новости Статьи FAQ Контакты

Статьи и обзоры

25 апреля 2007

Направления живописи


- Arte Povera
- BoKu Art
- Абстрактный экспрессионизм
- Art Informel
- Барбизонская школа
- Барокко
- Баухауз
- Братство прерафаэлитов
- Вортицизм
- Готика
- Дадаизм (Дада)
- Де Стейл
- Импрессионизм
- Кемден-Таунская группа
- Кинетическое искусство
- Кобра
- Конструктивизм
- Концептуальное искусство (концептуализм), Arte Povera
- Кубизм
- Маньеризм
- Метафизическая живопись (Pittura Metafisica)
- Минимализм
- Модернизм (modemisme — новейший, современный)
- Наби
- Hеоэкспрессионизм (нео, неоклассицизм, неоромантизм)
- Оп-арт
- Орфизм
- Поп-арт
- Постимпрессионизм
- Прецизионизм
- Пуантилизм
- Примитивизм (от примитив)
- Реализм (realis— действительность)
- Ренессанс (Возрождение)
- Рококо
- Романтизм
- Символизм
- Социалистический реализм (socialis — общественный)
- Супрематизм
- Сюрреализм
- Фовизм
- Фотореализм
- Футуризм
- Экспрессионизм
-Флуоресцентный психоделик-арт

-Arte Povera
Arte Povera - одно из направлений концептуализма, возникшее первоначально в Италии, - развивало эту идею, используя банальные материалы и мусор (например, в творчестве Йозефа Бойса и Марио Мерца).

-BoKu Art
Современное направление изобразительного искусства, основанное на синтезе различных видов пластических искусств как современных, так и традиционных. Авторы - члены Международного Художественного Фонда Анатолий Кубрин и Валентина Богунова.

-Абстрактный экспрессионизм
Направление американской живописи, возникшее в Нью-Йорке в 1940-х годах. Большинство абстрактных экспрессионистов исповедовали принцип энергетического письма (или живопись жеста). Они использовали большие холсты, накладывая краску быстро и энергично с помощью широкой кисти, иногда расплескивая ее или бросая прямо на холст. Этот экспрессивный метод письма считался не менее важным, чем само произведение. Другие представители направления стремились придать абстрактным образам безмятежность и загадочный смысл. Не все их произведения были чисто абстрактными (Биллем де Кунинг, Филип Гастон) или экспрессивными (Барнет Ньюмен, Марк Ротко), но все они разделяли убеждение, что спонтанность живописного метода поможет освободить и запечатлеть творческие силы подсознания. (Гастон, Клайн, Де Кунинг, Мазервел, Ньюмен, Поллок, Ротко, Стил, Франкенталер, Фрэнсис, Хофман)

-Art Informel
Французское слово informel обозначает бесформенный, а вовсе не <неформальный>. В 1950-е годы художники направления Art Informel были заняты поиском новых путей создания образов, не прибегая к узнаваемым формам, которыми пользовались их предшественники (см. кубизм, экспрессионизм). Их целью было открытие нового художественного языка в результате отказа от геометрических и фигуративных форм. Формы и методы возникали в процессе импровизации. Творчество представителей Art Informel крайне разнообразно, их объединяет свободный живописный мазок и густое наложение краски. Подобно абстрактному экспрессионизму, существовавшему параллельно в США, Art Informel является очень широким движением и включает в себя живописцев как фигуративной (Жан Фотрие), так и абстрактной (Ханс Хартунг) ориентации. Хотя центром этого направления был Париж, оно получило распространение и в других странах Европы, особенно в Испании, Италии и Германии. (Бурри, Дюбюффе, Риопель, Де Сталь, Сулаж, Тапиес, Фотрие, Хартунг)

-Барбизонская школа
В первой половине XIX века группа французских художников часто работала близ небольшой деревни Барбизон в шестидесяти километрах к юго-западу от Парижа у окраины леса Фонтенбло. Удалясь от шума городской жизни, художники ставили мольберты на открытом воздухе и писали с натуры. Они изображали неброские пейзажи и работающих в полях крестьян, изучая
эффекты скользящего света и атмосферных явлений в окружающей природе. Многие из художников барбизонской школы были незаслуженно забыты, а их открытия приписаны импрессионистам, использовавшим впоследствии новаторскую технику их живописи. (Добиньи, Коро, Курбе, Милле, Теодор Руссо)

-Барокко
Своего наивысшего расцвета стиль барокко достиг в начале XVII века в Риме, откуда он затем распространился по всей Европе и просуществовал вплоть до XVIII столетия. Название стиля происходит от итальянского слова barocco - причудливый или отешный. Искусство барокко легко отличить по его избыточному драматизму и открытому эмоциональному обращению к зрителю. Типичная для барокко религиозная композиция показывает святых или Мадонну в окружении ангелов в вихре взметнувшихся драпировок и курчавых облаков. Популярные в эту эпоху сюжеты из классической мифологии изображались в столь же преувеличенной манере. Не все искусство барокко было, однако, пышным и лучезарным - мрачный драматизм художников, подобных Караваджо, также принадлежит этому стилю. (Бернини, Веласкес, Гверчино, Джентилески, Кальф, Караваджо, Кейп, Рембрандт, Рени, Рубенс, Санчес-Котан, Сурбаран)

-Баухауз
Художественная мастерская Баухауз была основана архитектором Вальтером Гропиусом в Веймаре в 1919 году и стала центром современного дизайна в Германии 1920-х годов. Отражая взгляды социалистических учений своего времени, Гропиус стремился сделать искусство и дизайн частью повседневной жизни. Он считал, что художники и архитекторы должны сделаться ремесленниками, а их произведения быть практичными и доступными. Живописцы, архитекторы, гончары, ткачи, скульпторы и дизайнеры обучались вместе в мастерских Баухауза, как некогда художники и ремесленники эпохи Возрождения. Стиль Баухауза отличался простотой, геометрическими формами и тонким вкусом. В 1933 году художественная школа была закрыта нацистами под предлогом распространения коммунистических идей. Хотя физически Баухауз прекратил свое существование, его члены, покинув Германию и рассеявшись по всему миру, продолжали проповедовать его идеалы. (Алберс, Кандинский, Клее, Мохой-Надь)

-Братство прерафаэлитов
Объединение молодых английских художников, основанное в 1848 году. Неудовлетворенные состоянием упадка, в котором находилась современная британская живопись, прерафаэлиты поставили своей целью возродить искренность раннего итальянского искусства до Рафаэля и Высокого Возрождения. Их кумирами были Сандро Боттичелли и Филиппе Липпи. Прерафаэлиты часто изображали литературные, исторические и религиозные сюжеты, а в сценах из современной жизни всегда стремились дать моральный комментарий социальным отношениям. Картины прерафаэлитов демонстрируют все богатство фактуры и красоту декоративных деталей, среди которых их особенно привлекали ткани и цветы. (Берн-Джонс, Браун, Миллес, Россетти, Уотерхаус, Хант)

-Вортицизм
Направление английского авангарда, основанное Уиндемом Льюисом в 1914 году. Название вортицизм обязано своим происхождением замечанию итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств (по-итальянски <вихрь> - vortizto). Подобно футуризму, вортицизмрезкий, угловатый и очень динамичный стиль, распространившийся как в живописи, так и в скульптуре, - стремился передать процесс движения. Хотя вортицизм не дожил даже до окончания Первой мировой войны, он сыграл важную роль как этап в процессе формирования абстрактного искусства в Англии. (Бомберг, Льюис)

-Готика
Господствующий стиль средневековья (в период приблизительно с 1150 по 1500 год), готика была стилем великих соборов Европы. Созданные в эту эпоху алтарные композиции украшались изысканными зубчатыми завершениями, которые повторяли архитектуру соборов. Готическая живопись и скульптура отличаются удлиненными пропорциями фигур, и подчиняется строгому канону. Попытки изображения трехмерного пространства в живописи крайне редки, перспектива случайна и неубедительна. В конце XIV века заметно стремление к большей утонченности и элегантности, а также интерес к сюжетам повседневной жизни. Изображенные в мельчайших подробностях растения и животные становятся постоянной деталью произведений живописи. Стиль позднего средневековья, не связанный с одной страной, получил название интернациональной готики. (Боневе, Гадди, Джентиле да Фабриано, Дуччо, Делла Кверча, Лимбурги, Лоренцо Монако, Мартини, Фуке, Чимабуэ)

-Дадаизм (Дада)
Название Дядя сознательно бессмысленно и обозначает движение-протест против всего предшествующего искусства. Дадаизм просуществовал с 1915 по 1922 год. Центром деятельности дадаистов было Кабаре Вальтер в Цюрихе, где поэты, художники и писатели единомышленники собирались для творческих экспериментов в области бессмысленной поэзии, <шумовой> музыки и автоматического рисунка. Дадаизм бьи резкой реакцией на снобизм и консервативность художественного истеблишмента: дадаисты использовали все возможности своего воображения, чтобы вызвать возмущение буржуазии. Типичное произведение дадаизма -ready-made - тривиальный предмет, изъятый из среды своего естественного существования и выставленный как объект искусства. Движение Дада с его куль- том иррационального сыграло важную роль в подготовке почвы для сюрреализма, возникшего в 1920-е годы. (Арп, Дюшан, Ман Рэй, Пикабиа, Хаусман, Швиттерс)

-Де Стейл
Журнал и художественное направление под тем же названием были основаны Тео Ван Дусбургом и Питом Мондрианом в 1917 году в Голландии. Художники считали, что искусство должно стремиться к абсолютной гармонии, ясности и порядку, достижимым в результате полного очищения. Произведения группы Де Стейл отличаются строгими геометрическими формами, по преимуществу квадратными. Они составлены из простейших элементов: прямых линий и основных цветов. Направление ставило перед собой глубоко философские задачи и основывалось на мысли, что искусство должно в какой-то мере отражать тайну Вселенной и ее универсальную гармонию. Движение прекратило свое существование в 1931 году после смерти Ван Дусбурга. Оно оказало огромное влияние на архитектуру и прикладное искусство Европы. (Ван Дусбург, Мондриан)

-Импрессионизм
Направление в живописи, возникшее во Франции в 1860-х годах. Художники-импрессионисты воспевали красоту природы, увиденной во всем великолепии естественного освещения - будь то рассвет, яркий полдень или вечерние сумерки. Их чрезвычайно занимала проблема взаимоотношения света и цвета, свои картины они писали открытыми мазками чистого красочного пигмента. Они совершили также переворот в выборе сюжетов, отказавшись от традиционных исторических, религиозных или литературных тем, и обратились к сценам повседневной жизни. Название направления, данное вначале в насмешку неким журналистом, обязано своим происхождением картине Клода Моне Впечатление. Восход солнца (от французского impession - впечатление). (Дега, Кайбот, Кэссет, Мане, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуар, Сислей)

-Кемден-Таунская группа
Группа английских художников, объединившихся в 1911 году. часто собиралась в мастерской Уолтера Сикерта в северной части Лондона. Художники группы черпали свои сюжеты из жизни рабочих слоев города. Отношение к форме и колорит их произведений отразили влияние искусства Ван Гога и Поля Гогена. В 1913 году члены группы объединились с представителями другого направления, вортицизма, и образовали так называемую Лондонскую группу. (Гилмен, Сикерт)

-Кинетическое искусство
Этот термин используется для обозначения произведений, заключающих в себе реальное или видимое движение. Впервые идея подобного творчества была сформулирована в 1920-х годах, но своего последовательного развития она достигла лишь в 1950-1960-е годы. Кинетическое искусство может быть простым (как, например, движимые воздушными потоками мобили Александра Колдера) или более сложным (приводимые в движение мотором скульптуры Жана Тингели). Термин применяется также по отношению к произведениям, в которых иллюзия движения создается с помощью световых эффектов. (Колдер, Тингели)

-Кобра
Международное объединение художников, существовавшее с 1948 по 1951 год. Слово Кобра было образовано по начальным буквам названий городов, в которых жили учредители объединения (Копенгаген, Брюссель, Амстердам). Целью движения Кобра было открытое выражение в живописи подсознательных инстинктов. Чтобы придать своим произведениям жизненную силу, художники использовали метод пастозного наложения краски и кричащие тона. В отличие от представителей чисто абстрактного искусства, они уделяли особое внимание разработке фантастических образов, навеянных фольклором и мистическими представлениями Севера. (Апель)

-Конструктивизм
Направление абстрактного искусства, зародившееся в России в 1913 году. Конструктивизм отбросил традиционные представления об искусстве во имя имитации форм и методов современного технологического процесса. Наиболее ярко это проявилось в скульптуре, где конструкция создавалась непосредственно из продуктов промышленного производства. В живописи те же принципы осуществлялись в двухмерном пространстве: абстрактные формы и структуры располагались на плоскости наподобие архитектурного чертежа, напоминая элементы машинной технологии. Хотя <чистый> конструктивизм существовал в России только в первые послереволюционные годы, его влияние ощутимо на протяжении всего XX столетия. (Габо, Лисицкий, Мохой-Надь, Попова, Родченко, Татлин)

-Концептуальное искусство (концептуализм)
В концептуальном искусстве стоящая за произведением идея (концепция) оказывается важнее технического совершенства исполнения. Концептуализм стал ведущим направлением в международном искусстве 1960-х годов и осуществился во множестве разнообразных проявлений. Концепция может передаваться различными способами, в том числе с помощью текстов, карт, видеофильмов, фотографий и перформансов, а произведение может демонстрироваться в галерее или быть созданным специально для определенной местности. В некоторых случаях сам пейзаж становится составной частью произведения - как, например, в лэнд-арте Ричарда Лонга или скульптурах Кристо. Концептуализм заимствует свои идеи из философии, феминизма, психоанализа, кино и политики. Образ художника как создателя в первую очередь идей подрывает традиционные представления о статусе автора и произведения, делает конечный результат творения несущественным. (Бойс, Бюрен, Виола, Кристо, Лонг, Мерц, Науман)

-Кубизм
Этот новаторский метод создания живописного образа был изобретен Пабло Пикассо и Жоржем Браком в первом десятилетии XX века. На первый взгляд абстрактное и геометричное, искусство кубизма передает реальные объекты. Они лишь <расплющены> на холсте так, что разные грани одного и того же предмета видятся одновременно с разных точек зрения. Вместо того чтобы создавать иллюзию предмета в пространстве, как это пытались делать художники, начиная с периода Возрождения, кубизм воспроизводит объекты в категориях двухмерного холста. Создание кубизма привело к радикальному переосмыслению взаимоотношений формы и пространства и навсегда изменило развитие западного искусства. (Архипенко, Брак, Грис, Леже, Пикассо)

-Маньеризм
Маньеризм - дальнейшее развитие стиля Возрождения - считается обычно ответной реакцией на гармонию, порядок и совершенство искусства XV и начала XVI века. Этот стиль, распространенный в Италии между 1520 и 1600 годом, характеризуется ярким, почти кричащим колоритом, изысканным построением композиции, преувеличенными формами и драматическим движением. Название происходит от итальянского слова manien. (манера, стиль) и призвано указывать на грацию, уравновешенность и гармонию. На протяжении веков термин менял свое содержание; однако чаще всего он применяется по отношению к художникам, в чьем творчестве открыто демонстрируется великолепное мастерство, причудливое воображение и виртуозность кисти. (Бронзино, Джамболонья, Джулио Романо, Пармиджанино, Понтормо, Россо Фьорентино, Тинторетто, Челлини, Эль Греко)

-Метафизическая живопись (Pittura Metafisica)
Создателями метафизической живописи, возникшей в Италии в 1917 году, были Джордже де Кирико и Карло Карра. Для нее характерна искаженная перспектива, неестественное освещение и странный мир образов, в котором вместо людей часто фигурируют манекены и статуи. Помещая свои объекты в чуждый для них контекст, художники этого направления стремились создать магическую атмосферу сна. В этом отношении метафизическая живопись имеет много общего с сюрреализмом, но в отличие от последнего она обладает очень статичной композиционной структурой и любовью к архитектурным построениям. (Дельво, Карра, Де Кирико)

-Минимализм
Направление в живописи и скульптуре, распространившееся в 1960-1970-е годы преимущественно в США. Как явствует уже из названия, искусство минимализма сведено к своей основной сущности; оно чисто абстрактно, объективно и анонимно, лишено внешней декоративности или экспрессивного жеста. Живопись и графика минимализма монохромны и часто воспроизводят математически правильные решетки и линейные структуры. В то же время минимализм способен пробудить возвышенные чувства и ощущения бытия. Скульпторы-минималисты используют промышленные процессы и материалы, такие как сталь, пенопласт или флуоресцентные трубки, для создания геометрических форм, часто - большими сериями. Подобная скульптура, не прибегает ни к каким иллюзионистическим приемам, за - то рассчитана на тактильное восприятие зрителем. Минимализм можно рассматривать как реакцию на эмоциональность абстрактного экспрессионизма, господствовавшего в искусстве на протяжении 1950-х годов. (Андре, Джадд, Келли, Ле Витт, Мэнголд, Райман. Серра, Стелла, Флавин)

-Модернизм (modemisme — новейший, современный)
Художественно-эстетическая система, сложившаяся в 20-х гг. XX в. как своеобразное отражение духовного кризиса буржуазного общества, противоречий буржуазного массового духовного и индивидуального сознания. Модернизм объединяет множество относительно самостоятельных идейно-художественных направлений и течений, различных по социальному масштабу и культурно-истетическому значению (экспрессионизм, кубизм, конструктивизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт). Становление модернизма как законной художественно-эстетической системы было подготовлено такими его стадиями, как декадентство и авангардизм. Преобладание мрачного колорита, пессимистических настроений и тревожных томительных предчувствий, сознание непознаваемости и неизменности бесчеловечного мира — таков эмоциональный настрой произведений модернизма в изобразительном искусстве (О. Кокошка, С. Дали, О. Цадкин), ярко характеризующих трагедию отчуждения личности, некоммуникабельности, крушения гуманизма, тупика, застоя или движения по замкнутому кругу.

-Наби
Небольшая группа французских художников, работавших в 1880-е годы. Они считали себя последователями Поля Гогена и его метода живописи чистыми цветами. Их подход к искусству сформулировал один из членов группы, Морис Дени: <Помните, что картина - прежде чем представлять боевого коня, или обнаженную женщину, или какой-либо анекдот - является плоской поверхностью, покрытой красками в определенном порядке>. Произведения Наби исполнены широкими тональными плоскостями, образующими самостоятельный цветовой узор. Помимо живописи члены группы занимались гравюрой, плакатом, книжной иллюстрацией, костюмом и театральными декорациями. (Боннар, Валлотон, Вюйар, Дени, Майоль)

-Hеоэкспрессионизм (нео, неоклассицизм, неоромантизм)
Приставка нео - (новый) означает возрождение направлений или идеалов искусства предшествующих эпох. Например, неоклассицизм - движение, возникшее во второй половине XVIII столетия - стремился вернуть классические ценности и воскресить благородный стиль древних греков и римлян. В живописи и архитектуре он характеризовался повышенным вниманием к линии и рисунку, уравновешенной композицией, а также частым обращением к сюжетам античности. Неоэкспрессионизм - это тенденция в творчестве определенных художников США и Европы, особенно Германии, возникшая в конце 1970-х годов. Художники вновь обратились к выразительным возможностям экспрессионизма, создавая каждый раз глубоко индивидуальный стиль, часто заряженный агрессией и нервным напряжением. Неоромантизм обозначает сильно театрализованное направление в живописи XX века, соединяющее в себе черты романтизма и сюрреализма. (Неоклассицизм) Альма-Тадема, Жак Луи Давид, Канова, Лейтон, Менгс, Пауэре, Прюдон, Энгр; (Неоэкспрессионизм) Ауэрбах, Базелиц, Бойд, Бомберг, Кифер, Клементе, Шнабель, Фринк; (Неоромантизм) Пайпер, Нэш

-Оп-арт
Направление абстрактного искусства, получившее развитие в 1960-е годы. Оп-арт (сокращение от английского Optical Art - оптическое искусство) построен на эффектах обмана зрения. Художник как бы играет со зрителем, заставляя свои образы мерцать и пульсировать. Хотя само произведение остается статичным, формы и цвета подобраны так, чтобы создать оптическую иллюзию движения. (Вазарели, Райли)

-Орфизм
Яркий и почти абстрактный вид кубизма, появившийся во Франции в 1912 году. Может рассматриваться как одна из ранних попыток создания абстрактного искусства. (Делоне, Делоне-Терк, Купка)

-Поп-арт
Движение в искусстве США и Великобритании, которое возникло в 1950-е годы и вдохновлялось образами массовой потребительской культуры. Комиксы, реклама и продукты промышленного производства послужили источником его образного мира. Один из творцов поп-арта - Ричард Хамильтон - определил его содержание следующими словами: <популярный, недолговечный, преходящий, дешевый, массовый, молодой, остроумный, сексуальный, шуточный, шикарный и Большой Бизнес>. Сиюминутность сюжета в живописи часто подчеркивается с помощью техники, напоминающей эффект фотографии, а в скульптуре - тщательным воспроизведением мелких деталей. (Питер Блейк, Вессельман, Дайн, Джонс, Джоунс, Китай, Лихтенштейн, Ольденбург, Раушенберг, Розенквист, Сегал, Тибо, Уорхол, Хамильтон, Хокни)

-Постимпрессионизм
Направление в живописи, возникшее во Франции в 1880-х годах. Общий термин, охватывающий вид искусства, которое одновременно и принимает и отвергает некоторые принципы импрессионизма. Сезанн и Сера пытались восстановить чувство порядка, Гоген хотел отразить мир воображения и духовности, Ван Гог – простые эмоции.

-Прецизионизм
Прецизионизм (англ. precision - точность, четкость), художественное направление, наиболее характерное для американской живописи 1930-х гг.; разновидность магического реализма. Его мастера воспроизводили нарочито безлюдные мотивы современной промышленности
(Ч. Шилер, Ч. Демут), первозданной природы (Дж. О`Кифф), придавая им максимальнную формально-композиционную четкость и в то же время поэтическое обаяние.

-Пуантилизм
Техника мелких точек, четких штрихов, положенных красками основных цветов на поверхность полотна, опирающаяся на научные теории ( такие, как определенное сочетание дополнительных цветов: красный – зеленых, оранжевый – голубой, желтый – фиолетовый). Направление было распространено главным образом во Франции в cередине 80-х – 90-х г.г. ХIX века. (Кросс, Синьяк).

-Примитивизм (от примитив)
В изобразительном искусстве конца 19 — 20 вв., намеренное опрощение изобразительных средств и обращение художников к формам т. н. примитивного искусства — первобытного, средневекового, народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества. Распространение П. как творческого принципа обусловлено стихийно-анархическим неприятием рядом художников современной буржуазной культуры (с её острыми противоречиями и господствующим в ней духом позитивизма), их бегством от действительности к первозданным, «незамутнённым» пластам жизни. П. исходит из эстетического освоения художественных культур, ранее считавшихся «низменно-грубыми», «варварскими», и стремления обрести их средствами целостность, эмоциональную ясность, «спонтанность» мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму и импрессионизму. Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца 19 — 20 вв. (см. Постимпрессионизм, Авангардизм), часто — с разрывом со всеми традициями европейской художественной культуры, сложившимися с 16 в. Не будучи единым направлением, примитивизм по-разному проявлялся в творчестве многих мастеров: примитивизм Гогена и «няби», представителей фовизма, кубизма, парижской школы и дадаизма во Франции, экспрессионистов объединения «Мости» в Германии, в России — участников группировок «Голубая роза» (после её распада и преодоления её мастерами символистических тенденций), «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» (где теоретиком П. был А. В. Шевченко).

-Реализм (realis— действительность)
Направление в искусстве, стремящееся дать правдивое художественное отражение действительности, адекватное следованию в творчестве художника «логике», законам жизни.

-Ренессанс (Возрождение)
На протяжении всех Средних веков человек жил в страхе перед Богом и вездесущим присутствием церкви. Искусство изображало жизнь небес и святых и мало интересовалось событиями на земле. Однако, начиная с XIV века, человек стал осознавать свое значение и воздействие на мир. Это возрождение интереса к человеку (ренессанс) нашло свое отражение и в искусстве: фигуры стали более жизненными, пространство - более реальным, а события Священной истории начали излагаться в земной перспективе. Со временем художники научились легко воссоздавать окружающий мир на картинах, фресках и алтарных композициях. Начавшись со стилизованных работ Джотто и Мазаччо, Ренессанс получил свое высшее выражение в монументальных произведениях Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело. Этот стиль обычно связывают только с Италией, но к северу от Альп - в Германии и Фландрии - он также получил независимое развитие. Художники итальянского Возрождения стремились в первую очередь передать перспективу и иллюзию пространства, в то время как фламандские и немецкие живописцы уделяли больше внимания ювелирной передаче деталей окружающего мира. см.(Раннее Возрождение) Фра Анжелико, Боттичелли, Верроккьо, Гиберти, Гирландайо, Джотто, Донателло, Филиппино Липпи, Мазаччо, Мантенья, Перуджино, Поллайоло, Пьеро Делла Франческа, Синьорелли; (Высокое Возрождение) Андреа дель Сарто, Фра Бартоло- мео, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан; (Северное Возрождение) Аль- тдорфер, Ван дер Вейден, Грюневальд, Дюрер, Мабузе, Массейс, Эльсхеймер

-Рококо
Легкий, игривый и декоративный стиль, возникший во Франции около 1700 года и распространившийся в XVIII столетии по всей Европе. Название произошло от французского слова rocaUle, что обозначает причудливые украшения в виде раковин, которыми любили декорировать фонтаны и гроты. Будучи по преимуществу стилем внутреннего убранства, рококо отличается грацией, изысканностью и пастельной палитрой. Художники эпохи рококо обычно изображали эпизоды празднеств и увеселений аристократии, а также фривольные любовные сценки. (Амигони, Буше, Ватто, Тьеполо, Фрагонар)

-Романтизм
Господствующее направление в искусстве Северной Европы и США в конце XVIII-начале XIX века. Проявления романтизма настолько разнообразны, что невозможно дать ему единого определения. Романтики подвергли сомнению ценность точных наук и раскрыли роль личности и индивидуального воображения. Их произведения часто передают возвышенные чувства, такие как ужас, отчаяние, торжество и истинную любовь. Движение романтизма прекратило свое существование к середине XIX века, но романтическая тенденция сохранилась и дожила до XX столетия, проявившись в экспрессионизме и неоэкспрессионизме.(Бирштадт, Уильям Блейк, Гойя, Жерико, Казенс, Констебль, Коул, Мартин, Олстон, Тёрнер, Фридрих, Чёрч, Этти)

-Символизм
Литературное и художественное течение, существовавшее во Франции в конце XIX века. Художники-символисты отрицали реализм и считали, что живопись должна воссоздавать мысли и состояния души, а не просто фиксировать предметы видимого мира. Различные в стилистическом отношении - от ювелирной тщательности отделки одних полотен до бледной безмятежности других, все произведения символистов передают ощущение сверхъестественного и потустороннего. Символисты любили писать сюжеты с религиозным или мифологическим подтекстом и часто обращались к темам смерти и греха. (Моро, Редон)

-Социалистический реализм (socialis — общественный)
Идеологическое направление официального искусства в СССР 1934—1991 гг. Термин появился в 1932г. в постановлении ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», означавший фактическую ликвидацию отдельных художественных направлений, течений, стилей, объединений и групп. Термин придуман либо М. Горьким, либо И. Сталиным; теоретическое же обоснование его сделал А. Жданов в 1934 г. на первом съезде советских писателей. По его мнению, Соцреализм вобрал в себя все лучшее из искусства прошлого и только он с научной т. е. с партийных, позиций отражает окружающую действительность. Однако соцреализм как явление, искусственно созданное государственной властью, не может быть признано художественным стилем; более того, оно не имело внутренних импульсов для развития и поддерживалось искусственно.

-Супрематизм
Малевич выразил идеи, стоящие за своим движением, в книге «Необъективный мир». Он написал о своем желании создать словарь геометрических абстрактных фигур, полностью независимых от видимого мира и выражающих чисто художественное ощущение. Хотя к 1917 – 1918 годам его цели стали более мистическими, он оказал большое влияние на художников-конструктивистов. ( Малевич)

-Сюрреализм
Сюрреализм возник во Франции в 1920-е годы. Говоря словами его главного теоретика, писателя Андре Бретона, его целью было <разрешить существовавшие доныне противоречия между мечтой и реальностью>. Способы достижения этой цели были самыми различными: художники с фотографической точностью изображали пугающие, лишенные логики сцены, создавали странные существа из набора привычных объектов или разрабатывали специальную технику живописи для воспроизведения движений подсознания. Фигуративные произведения сюрреалистов представляют чуждый человеку мир, населенный то образами мирных грез, то существами ночных кошмаров. (Белмер, Браунер, Горки, Дали, Дельво, Кало, Магритт, Матта, Миро, Танги, Уодсворт, Эрнст)

-Фовизм
В 1905 году на выставке в Париже были показаны полотна, написанные пронзительно чистыми, резко контрастными цветами. Они производили впечатление огромной энергии и страсти. Некий критик заклеймил создателей этих картин словом lesfauves, означающем по-французски <дикие звери>, и название так и закрепилось за ними. <Дикость> фовистов проявлялась, прежде всего, в ярком колорите, динамичном мазке и чувственной выразительности их произведений, открывающих фантастический, полный радости мир красок и ощущений. (Вламинк, Дерен, Ван Донген, Матисс)

-Фотореализм
Художественное течение в искусстве США, коснулось главным образом живописи второй половины XX в.. Носит множество названий: гиперреализм, магический реализм, радикальный реализм, суперреализм. Возникло как реакция на господство формалистического и абстрактного искусства. Особенность фотореализма заключалась в том, что его представители пытались воспроизвести в своих картинах окружающую действительность с такой точностью и подробностью в деталях, что они не уступали фотографическим изображениям. Фотореализм очень близок к натурализму и является одним из художественных течений неореализма, сторонники которого провозгласили возврат к реалистическим ценностям традиционных изобразительных форм.

-Футуризм
Одно из течений авангарда, возникшее в Милане в 1909 году. Его участники стремились освободить итальянское искусство от бремени прошлого и восславить современность. Футуристы были увлечены машинной технологией, новыми средствами передвижения и связи. Для придания своим произведениям динамичности они использовали угловатые формы и резкие контуры. Отличительной особенностью творчества футуристов было стремление передать движение и скорость: обычно это достигалось с помощью приема наложения друг на друга разных положений одного и того же объекта - так возникало впечатление непрерывного движения. (Балла, Боччони)

-Экспрессионизм
Художественное течение 1905-1930 годов, сосредоточенное главным образом в Германии. Художники-экспрессионисты предпочитали воплощать внутренние движения души, а не явления внешнего мира. Живописи экспрессионизма свойственна страстность, напряженность и глубоко личностный подход к картине, которая служит средством выражения эмоций. Пламенеющий колорит, далекий от реальных природных цветов, и нервный мазок наполняют экспрессионистические полотна трепещущей жизненной энергией. Неудивительно, что экспрессионисты черпали вдохновение в живописи Ван Гога с ее новаторской техникой и необычайным колоритом. (Бекман, Ван Гог, Кирхнер, Кокошка, Марк, Мунк, Нольде, Пехштейн, Руо, Сугин, Хеккель, Шиле, Шмидт-Роттлуф, Явленский

-Флуоресцентный психоделик-арт
Флуоресцентная технология ColorCraft - в дизайне интерьера помещений и наружной отделки фасадов зданий - стилевое направление, для которого характерны:

* использование новых композитных и отделочных светящихся материалов;
* проектирование и создание, при помощи светящихся изображений и иных элементов (фракталов), объемов и плоскостей, визуально ломающих пространство и создающих оптические иллюзии;
* использование трубопроводов, мебели, элементов декора и иного, в том числе систем внутреннего обеспечения зданий в качестве архитектурных и дизайнерских элементов с нанесением на них плоских и объемных изображений, видимыми и невидимыми без специальной подсветки, светящимися материалами.

 К анонсам статей >>